Форум » МОЙ ТУРОЧАК » История Турочака » Ответить

История Турочака

kisergey: Очень хочу знать историю Турочака, когда и кем основался, .... и найти бы побольше старых фотографий.

Ответов - 101, стр: 1 2 3 4 5 6 All

vitaly: Нашел материал, непосредственно связанный с историей Турочака, посвященный учительской династии Ильтеевых. Книга "Берегите кедр", издана в Горно-Алтайске в 2009 г. Авторы А.В. Ильтеев и Е.П. Кандаракова. Там много фото и воспоминаний. Если удастся сосканировать - то выложу!

Полина: kisergey турачак был всегда...... мне кажется.... где река а у нас две реки люди всегда живут........

admin: Здесь http://picasaweb.google.ru/altturist/pVoIKC# есть пара фоток старого и нового Турочака


Юлия Петрушова: admin Ещё фото! И историю!

kisergey: Турочак (южноалт. Турачак) — село в Республике Алтай. Административный центр Турочакского района. Основано в 1864 году. Население — около 5,5 тыс. человек. Село находится в 190 км к юго-востоку от Бийска и в 78 км севернее села Артыбаш… Это из "Википедии".

admin: Пока не сходил в музей и не вызнал историю села, могу сказать, что Турочак (правильно ТурАчак) с алтайского - маленький (первый) домик. "О" внесли русские, привыкшие этой буквой соединять слова. Скоро в фото-блоге выложу фото старого Турочака.

kisergey: А где в Турочаке музей находится?

admin: В Центре детского творчества (бывший Дом быта).

vitaly: Храм построенный в с.Турочаке на заре ХХ века был миссионерским и неслучайно он был освящен во имя св. Николая Чудотворца. История свидетельствует о том, что первопроходцы-миссионеры, казаки-переселенцы часто брали с собой образ Угодника Божия в трудную дорогу в надежде на благополучное завершение своего путешествия. Алтайские народы, эти дети гор, были наслышаны о скорой и чудной помощи св. Николая еще со времен первых миссионеров – Апостолов Алтая. Даже еще, будучи некрещенными алтайцы с детской простотой призывали святое имя Николая Угодника и получали просимое по чистоте сердечной. Некоторые искренне верили, что это и есть христианский Бог. Переселение русских крестьян на Алтай началось еще со времен вхождения коренного алтайского населения в состав государства российского 16 ноября 1756 года. Началось освоение новых земель, которые вошли в собственность Императорского Двора. Царскую власть на Алтае было доверено представлять лесничим, они же заведовали Кабинетами Его Императорского Величества. Первые миссионеры в окрестностях Турочака появились в 1864 году, их задача была в продолжении дела просвещения алтайских народов светом Христовой истины начатого еще преп. Макарием Глухаревым. В этих красивейших местах по реке Лебедь было множество русских поселений (более 20-ти), жители которых так же нуждались в пастырском окормлении. В полсотни километров от лебедских заимок и деревень в селе Кебезень был к тому времени молитвенный дом и лебедчане, наверняка, посещали его. Само основание села Турочак связано с деятельностью Алтайской Духовной миссией. Миссионерский домик стоял неподалеку от реки Бии на возвышенном берегу среди величавых сосен, и первоначально в нем жили лесник и опекавший миссионерский стан священник-миссионер. Постепенно это место стало осваиваться, теми, кто промышлял сбором живицы, кедровыми орехами, бортничеством, охотой и рыболовством. Само слово «турачак» с алтайского языка переводится как домик или избушка («тура» - дом, с шорского «тура» - город). По одним данным «турачак» означает – «оседлая жизнь», а по другим – окраина. Только в 1870 году в Турочаке местным крестьянином Алексеем Казанцевым был построен первый молитвенный дом-часовня для размещения миссионерской походной церкви св. благ. Александра Невского. Алтайцы тогда селились отдельным поселением на берегу Бии - Затоне, а район близ церкви называли Миссией. Так и говорили друг другу пойдем в Миссию. Постепенно два поселения соединились. В 1896 году в селе образовалась церковно-приходская школа, куда стали приходить учиться дети с ближайших заимок и деревень: Ангаринки, Костенки, Ивановки, большого хутора Андычкина, поселка Кутюш, Завьяловки, Лопатинской заимки, Лебедского и Усть-Лебедского, Юржаловки, Кашеваровки, заимки Самодуровки, Горбачково и Парниковки. Основным предметом в миссионерской школе был Закон Божий. Учительствовал одно время в ней Павел Михайлович Кочеев, затем Александр Семенович Ильтеев. После революции учил детей его родной брат Вениамин Семенович Ильтеев и ближайший родственник Чевалкин. До 1923 года, как пишет в своих воспоминаниях Ф.Е. Тарабанько, в Турочаке сохранялась царская система образования, которая несла культуру и просвещение, как русским, так и коренному населению алтайцам. В 1898 году в Турочаке было всего 7 домов. Первые переселенцы были Казанцевы Константин Яковлевич и Алексей Егорович, Пашпоковы, а с 1900 года – Шмаковы, Полосухины, Порошины, Енерековы, Филипповы. Храм в селе Турочак был построен в 1901 году на средства прихожан, среди них значительно преуспел крестьянин Алексей Казанцев. Новая церковь была построена на месте сгоревшей часовни и освящена во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца по распоряжению Начальника Алтайской Духовной Миссии Преосвященнейшего Макария (Павлова), Епископа Бийского. До 1907 года Турочакская Никольская церковь была приписана к Кебезенскому Покровскому храму, службы проводились приезжавшим время от времени священником-миссионером Кебезенского отделения о. Ильей Седаков – сыном заштатного псаломщика, Тобольской епархии. Священник Илья Львович Седаков в 1905г. окончил Тобольскую духовную семинарию, а 14 ноября сего же года рукоположен во священника церкви Покрова Божьей Матери и назначен на штатную вакансию священника-миссионера Кебезенского отделения, Алтайской миссии. Куда безотлагательно и прибыл вместе с семьей: женой Марией Михайловной и дочерью Августой. Мария Михайловна считалась образованной женщиной своего времени, окончившая Бийскую женскую прогимназию. В среднем за год о. Илья обращал в христианство из алтайцев до 20 человек. Интересно, что при крещении миссионеры давали новую одежду обращенным в знак очищения души и рождения в новую жизнь со Христом. Отец Илья старался приезжать на все великие праздники и в среднем за год в Никольской церкви им совершалось до 10-ти литургий, как свидетельствует об этом архивный документ за 1906 год. С 1907 года в Турочаке появился постоянный священник-миссионер Николай Степанович Зырянов, в прошлом учитель миссионерских школ с 13-летним стажем. С 1908 года псаломщиком в храме был учитель А.С. Ильтеев. В 1908 году в селении Гурьяновском была построена церковь во имя Рождества Христова. В справочнике по Томской Епархии за 1911 год она значится как приписная к Турочакскому Свято-Никольскому храму. Так же в 1908 году было образовано Лебединское отделение Алтайской Духовной Миссии выделенное из Кебезенского отделения. По великим праздникам к храму стекалось все село: и православные, и некрещеные. Пасху, Троицу и Николин день очень любили праздновать и особо их почитали. На Пасху всем желающим три дня разрешалось звонить во все колокола. От желающих потрезвонить не было отбоя. Особенно отовсюду сбегалась детвора, толпилась около колокольни и с нетерпением, ожидала своей очереди. Вот о чем поведал в своих воспоминаниях детства И.И. Казанцев: «Большой колокол было слышно на всю округу, он был звучный, и от неожиданного его удара я упал со страху, когда мальцом, пробегал мимо церкви». В честь великих праздников совершались крестные ходы, с заходом в дома прихожан, для совершения обряда христослава и чествования Божьих угодников, а так же, крестные ходы совершались и в ближайшие к Турочаку селения – в заимки по рекам Лебедь и Байгол, в села: Сретенку, Костинку, Ивановку, Гурьяновку и другие. Общее число дворов в них составляло около 150 с населением более 1000 человек. Достаточная численность прихожан, позволяла иметь церковного старосту. Первым старостой Никольской церкви был утвержден 42-летний неграмотный крестьянин Енисейской волости Уар Иванович Полосухин. На этой должности его сменил Иван Петрович Кобелев. Он же пономарил и сторожил в храме, ухаживал за цветами в палисаднике, приводил в порядок могилки, что были при храме. Возможно, среди этих захоронений была и могила первого миссионера, с чьим именем связано появление Турочака. Палисадник находился между храмом и двухэтажным миссионерским домом. Анастасия Михайловна Инерекова вспоминает: «В палисаднике около церкви росли черемуха и кедры больших размеров. Когда мы были детьми, то остерегались сбивать шишки или рвать ягоды – боялись этим обидеть Бога, а если кто и срывал – тут же, просил прощения». В двухэтажном миссионерском доме размещались квартира священника, просфорная и школа. Турочакская миссионерская школа, открытая в 1896г., располагалась на первом этаже и содержалась на средства миссии. Преподавание предметов велось на русском и алтайском языках. В среднем ней обучалось до 20 учащихся, так в 1905-1906 учебном году в школе обучалось 10 мальчиков и 8 девочек. Практиковалось совместное обучение мальчиков и девочек, а так же, совместное обучение русских и алтайских детей. Кроме миссионерской библиотеки в школе при содействии миссионерского отделения организована своя собственная школьная библиотека. Книжный фонд данной библиотеки, составлял до 85 томов. Единственная школа с попечительским советом. Известны имена первых учителей Турочакской миссионерской школы – Мария Порфирьевна Введенская и Павел Михайлович Кочеев. Павел Михайлович, сын инородца, обучавшийся в Алтайском Катехизаторском училище. В 1906г. начальником миссии он определен учителем в село Турочак Кебезенского отделения, куда и поселяется вместе с женой Марией Алексеевной. После революции церковная жизнь на селе еще сохранялась, но не долго. Постепенно и до этих горных мест добралась безбожная Иродова власть. Священнослужителей начали не только притеснять, но и физически уничтожать. Кровь новомучеников обагрила Алтайскую землю. Так, в Санькином аиле, на пороге своего дома был убит из ружья священник-алтаец, пьяным лиходеем. В Турочаке священника Никольской церкви утопили в реке Бия. Приблизительно с 1922-27гг. последний, кто из священников совершал богослужения в Никольском храме – о. Захарий (Лебедев), репрессирован по линии НКВД, как и церковный староста И.П. Кобелев. В 1930 году 13 февраля был арестован бывший церковный староста Ефим Иванович Казанцев с сыном Ильей. Оба расстреляны 5 марта 1930 года. Множество крестьянских хозяйств по реке Лебедь было разорено, крестьяне раскулачены и сосланы за пределы Ойротской автономной области (так тогда назывался Алтай). Тяжелые тучи нависли над некогда благословленной Богом землей. Церковь в Турочаке закрыли еще в 1928 году. Это происходило при большом стечении народа, само здание не пострадало – безбожники ограничились лишь тем, что снесли кресты (символ духовной власти). Обезглавили церковь значительно позже, полностью снеся купол и колокольню, чтобы не напоминали собой о той «темной дореволюционной» жизни. После закрытия церкви в ее помещении располагалась опорная начальная школа, давшее начало новому атеистическому образованию и воспитанию. Позже для начальной школы было построено новое двухэтажное здание, а в бывшем храме поместилась редакция районной газеты «За коммунизм», затем здание использовали под столярную мастерскую. В конце 70-ых - начале 80-ых одно из самых старых построений села – здание церкви было разрушено. Из добротных еще церковных бревен построили дом, который в одно время послужил как складское помещение, в другое – как конюшня. На том месте, где стоял храм, какое-то время находилась контора «Союзпечать». Сейчас там стоит телеграф. На более чем полвека лишились турочакцы церковной жизни. Старушки все же собирались в одном доме благочестивой женщины («молельный дом» этот сохранился до наших дней) и читали акафисты и Псалтырь, тем самым сохраняли огонек веры в своих сердцах. В 1993 году дом на окраине, что был построен из бревен разрушенного Никольского храма, был передан районной администрацией общине верующих. Вспоминая это событие, нельзя не сказать несколько добрых слов о прот. о. Иоанне Лопатине, ныне покойном (17 мая 2001 г.) и похороненного близ алтаря храма, в котором служил по мере сил в первое время. Отец Иоанн прожил 89 лет, будучи юношей, перенес страшное время - репрессию 30-х годов, когда раскулачивали их крестьянскую семью на Лопатинской заимке и ссылали в лагеря. Восемнадцать лет батюшка провел на каторжных работах, сплавляя лес по Ангаре. Там же на спецпереселениях познакомился и женился на своей будущей матушке Пелагие. Уже после ссылки в середине 50-х годов он принял священнический сан и в продолжение 30-ти лет служил в различных храмах Сибири и Казахстана. Последствия ссылки, где батюшка подорвал свое здоровье, все чаще и чаще давали о себе знать через тяжелые болезни. Немощным старцем он вернулся к себе на родину в село Турочак, где и жил последние годы, оставаясь заштатным священником. Именно о. Иоанн положил начало возрождению церковно-приходской жизни на селе. Первая Литургия после длительного перерыва была совершена на Праздник Покрова Божией Матери. Храм был освящен в честь этого праздника. Как и в начале века, 6 лет в Турочакской церкви не было постоянного священника. На большие праздники приезжали послужить батюшки из Горно-Алтайска, Маймы, Чемала и Кебезеня в возрождающийся храм, в котором и до сего дня находится большая святыня – антиминс последнего Епископа Бийского Иннокентия (Соколова). Милостью Божией по Архиерейскому благословению в 1999 году в Турочак был направлен священник Сергий Хивинцев, рукоположенный в сан священника в Покровском соборе г. Барнаула на Вечере к Рождеству Христову. А на само Рождество состоялась первая священническая служба о. Сергия - он сослужил соборно с другими священниками Рождественскую Божественную Литургию, которую совершал Преосвященнейший Антоний первый Епископ Барнаульский и Алтайский, приснопоминаемый ныне. В юбилейный 2000 год Владыка Антоний посетил с. Турочак с целью освящения места под строительство нового храма в центре села. По совершении Божественной Литургии Владыка благословил вернуть храму на окраине села его прежнее имя, а новый храм, который будет построен с помощью Божией, освятить в честь Покрова Божией Матери.

vitaly: • В 1930 году в селе стал работать радио – узел. • В 1933 году была построена школа за счёт населения. • В 1934 году был организован 5 класс. • В 1936 году была введена семилетняя программа обучения. После окончания семилетки учащиеся направлялись работать учителями. • В 1938 году была восьмилетняя школа. • В 1939 году был открыт девятый класс, и построено двухэтажное здание школы. • В 1940 году открыт десятый класс. • В 1941 году был первый выпуск десятиклассников. Выпускниками были: Неверов Петр, Дьяков Николай, Агапитов Иван, Бевзюк Юлия, Озерных Таисия, Михайлова Елена, Трофимов Алексей. • В 1935 году пришла первая машина. • В 1936 году было организовано приисковое управление, которое было упразднено в 1947 году. • Первая электростанция с паровым двигателем начала свою работу в 1936 году. • В 1938 году в районе имелось одно «Телецкое» лесничество. • В 1938 году прилетел первый самолёт По-2. • В 1938-39 году началось строительство шоссейной дороги до города Бийска. • Первое звуковое кино жители Турочака увидели в 1938 году. • В 1938 году было организовано издание газеты «За коммунизм».

vitaly: Турочак расположен на левом берегу реки Бии. Село со всех сторон как бы прижато к берегу реки стеной леса, обрамляющей его с трёх сторон. В километре за селом, с востока подходит река Лебедь. На юго-западе от села возвышается гора Салоп. Прекрасный смешанный хвойный лес, красивые окрестности, чистый прозрачный воздух, хорошая рыбалка, разнообразная охота – хорошее место для поселения. Недалеко от Турочака по реке Лебедь было найдено месторождение золота. Широко распространены известняки. Коренное население – алтайцы. Переселение русских крестьян на Алтай началось вскоре после добровольного вхождения алтайцев в состав русского государства. Интенсивное заселение Алтая началось с 1879 года. В 1864 году появились миссионеры и на Турочакской земле, и Турочак вначале назывался Миссией. Была построена церковь. Село стали называть Турочак, что означало маленькая избушка. Первые поселенцы были – Казанцевы Константин Яковлевич и Алексей Егорович, Пашпоновы, переселенцы в 1900 году Шмаковы, Полосухины, Порошины, Енерековы, Филипповы. В период Столыпинской реформы переселение на Алтай усиливается. По официальным подсчётам в Алтайский край за одно пятилетие (1907-1911г) переселилось более 500000 человек. Горно-Алтайская область и Турочак входили в состав Бийского уезда. Население занималось лесосплавом, охотой, заготовкой кедрового ореха, скотоводством, собирали калину, черёмуху и другие ягоды и всё обменивали на хлеб, так как пшеницу почти не сеяли. Землю обрабатывали обылом и деревянными сохами. Работали, как правило, у богатых подрядчиков. Заработка едва хватало на скудное пропитание семьи. Грамотных людей было мало. В 1915 году в Горном Алтае находилось 76 учителей. Порой они совмещали обязанности учителя, священника и псаломщика. До советской власти на территории района была одна церковно-приходская школа. На весь Горный Алтай имелась одна больница в Улале и фельдшерские пункты в Онгудае и Озеро-Куреево с полуграмотными работниками. Эти медицинские учреждения в малейшей степени не могли удовлетворить запросы населения. К тому же медицинское обслуживание было платным. Поэтому единственными «целителями» больных являлись знахари и шаманы. В 1896 году открыта в Турочаке школа. Это была церковно-приходская школа, в которой в основном изучали Закон Божий. К 1914 году грамотными были: Потомкина Клавдия Леонтьевна и Ильтеева Александра Леонтьевна. К ним приходили люди за 20-30 км из других сёл, чтобы прочесть письмо. Первым председателем Турочакского сельсовета был Казанцев Константин Яковлевич, секретарём - Стенин Михаил Алексеевич. В 1921 году бывшая Алтайская волость Бийского уезда Томской губернии была преобразована в Горно-Алтайский уезд с подчинением Алтайскому ГубРевКому. В ноябре 1923 года произведено районирование волостей: Лебедской, Озеро-Куреевской, Алтын-Кёльской в окружную волость – Лебедскую волость с центром в селе Турочак. А позднее Лебедская волость была преобразована в Турочакский район. В 1921 году образовалась партийная ячейка. Первыми коммунистами были: Воробьёвский Антон Ильич, Кобелев Антон Петрович, Малых Николай, Потомкина Клавдия Леонтьевна, Иванов, Шорин, Вдовин, Красильников – секретарь. А первыми комсомольцами были: Курочкин Алексей, Пётр Малышев, Филипп Резников, Учаева Татьяна, Агния Оврова, Костя Лебедев. Пионерская организация была создана в Турочаке в 1921 году. Первой пионеркой была Малых Елизавета Дмитриевна. Первым председателем колхоза был Антон Петрович Кобелев. Колхоз назывался «Трудовик». (с 1946 года – «Большевик». С 11.12.50 года – «Имени Сталина»). Мирный созидательный труд был прерван с началом страшной войны. В жизни нашей страны начался новый период Великой Отечественной Войны, самый трудный и в тоже время самый героический. По данным Турочакского райвоенкомата числится призванными в период Великой Отечественной Войны 5933 человека с района, 2165 человек не вернулись с фронта. В период войны было награждено орденами и медалями 2683 человека. 5 воинов нашего района за героические подвиги удостоены высокого звания – Героя Советского Союза: Трофимов Н.И., Осипов И., Маскаев М.Ф., Морозов Л.И., Боляев Я.И. в честь которых названы улицы села.

vitaly: Ивану Ивановичу Казанцеву 19 января 2003 года исполнилось 80 лет, а в апреле 2003 года он умер, не дожив несколько дней до Дня Победы. Более 40 лет он проработал учителем физики в сельской школе, ветеран войны, труда, почетный гражданин села и просто хороший человек. Вырастил и воспитал со своей супругой четверых детей. Он горячо любил свою Родину, бережно относился к людям и природе, писал стихи, долго и кропотливо занимался краеведческой деятельностью - собрал большой фотоархив о жизни родного села, о школе. Его именем названа одна из улиц Турочака.

vitaly: http://turochak-photo.ucoz.ru/photo/

kisergey: Очень интересно.

admin: А ты не смог бы то же самое выложить в БЛОГ-ХАУС? (По-моему этим материалам только там и место) Да с выделениями, да с разным цветом, да тут же фото приплюсовать... Слишком ценный материал.

vitaly: Можно и в БЛОГ-ХАУС выложить. Почему бы и нет, раз народ историей интересуется.

Полина: Как интересно! в школе тоже говорили, но там както не интересно. здорово! а фотки старые тоже твои? а еще есть?

vitaly: Фото старые это Ивана Ивановича Казанцева, которые сосканированы с альбома, что находится в краеведческом музее в ЦДТ. Других к сожалению нет...

Стас: vitaly пришел и все украсил! здорово! ты историком подраьатываешь? обалденно про историю....... только чтот земляков на форумн не видать. нгадо както рекламу библиотке делать!!! эй кто может, вперед!

kisergey: На саиом деле, 30 участников для форума это совсем ничего. И то из 30ти реальных УЧАСТНИКОВ по пальцам пересчитать



полная версия страницы